Как правильно общаться с ребенком, чтобы стать его другом

Все родители желают добра и счастья своим детям, и все хотят, чтобы их дети стали уверенными, ответственными и успешными людьми. Как же воспитать их такими? Соблюдая рекомендации психолога, вы не только воспитаете их такими, но и сможете стать настоящими друзьями.

1. Никогда не отвечать агрессией на агрессию. Агрессия — часто единственный доступный способ для подростка защитить свой внутренний мир и свою свободу от влияния и власти взрослых людей, в том числе и родителей. Если взрослый поддается на провокации со стороны ребенка и ввязывается в игру «кто сильнее» (в которой ребенок как правило проигрывает), то это только ухудшает отношения и формирует у ребенка неуверенность в своих силах и чувство неполноценности.

2. Дать ребенку свободу выбора. Желательно вместе с ребенком определить. В какие дела взрослый может вмешиваться и что может контролировать, а что ребенок может и должен решать сам. Взрослый должен ограничить свободу ребенка в 3 областях:

    обязательное посещение школы.
    ограничение просмотра телевизора и компьютера.
    контроль за тем, как ребенок одет в холодную погоду.

Взрослые должны стараться предоставить свободу ребенку в решении таких вопросов как: выбор стиля одежды, прически, музыки, книг, еды и т.д., а также когда ложиться спать, когда наводить порядок в своей комнате.

3. Все ограничения нужно вводить с позиции заботы. Ребенок должен понять, что ограничение — это не просто прихоть взрослого, а что это делается для блага ребенка. Ребенок может злиться, обижаться, но он будет знать и чувствовать, что о нем заботятся. Пример: «я не разрешаю тебе сидеть за компьютером дольше 3х часов подряд, потому что я люблю тебя и не хочу допускать, чтобы ты испортил зрение».

4. Самое главное — развести для ребенка 2 основных чувства — любовь к нему и одобрение его действий. Ребенок должен чувствовать, что родители его любят, даже если не одобряют его действий и поступков. Пример: «Мне не нравиться бардак в твоей комнате, но это твое дело», «Мне не нравится, как ты одеваешься, но я признаю твою независимость в этом вопросе, потому, что я люблю тебя».

5. В общении с ребенком исходить из позиции, что он всегда хороший. Пример: «ты у меня хороший и умный, но сегодня с тобой что-то произошло, и ты сделал…». В этом случае у ребенка отпадает необходимость защищаться от нападок взрослых, у него не возникает чувства неполноценности и, главное, остается шанс исправиться (исправить свою ошибку).

6. Взрослые, особенно родители, должны показывать ребенку его успешность, его личные достижения и результаты. Многим ли из нас нравится, когда нас сравнивают с более успешными людьми? Нет. Так зачем травмировать психику ребенка, сравнивая его с другими детьми, особенно если в этом сравнении ваш ребенок проигрывает? Это вызывает только агрессию и чувство неполноценности. Нужно сравнивать ребенка с ним самим, и его результатами и достижениями в прошлом. Пример: «Раньше ты делал в диктанте 26 ошибок, а теперь всего 13! Ну и что, что тебе учительница все равно поставила двойку. Зато смотри какой ты молодец! Это твой прогресс, я горжусь тобой». Разве ребенок, который так улучшил свой результат не заслуживает похвалы?

7. Важно также развести для ребенка такие понятия как любовь и забота. Любовь — это отношения, а не только проявление заботы. Воспитание и забота о ребенке — это тяжелая работа и обязанность для многих родителей, дети по природе своей не могут этого понять. Выглаженная одежда и убранная комната не является для ребенка свидетельством любви. Любовь проявляется в общении, совместных делах, интересах и т.д.

8. Взрослые должны научить ребенка адекватно выражать свои чувства. Нужно разрешить ребенку выражать свои чувства, в том числе и негативные (злость, обиду, раздражение, тревогу и т.д.). важно научить ребенка правильно определять какое чувство он испытывает и научить выражать эти чувства социально приемлемым путем. Невысказанные чувства, особенно негативные, могут перейти в соматические заболевания, депрессию, хроническую тревогу, что в конечном итоге приводит к ощущению неполноценности и не успешности в жизни. Разговаривая с ребенком, говорите какие чувства вы испытываете в той или иной ситуации, как вы справляетесь с негативными эмоциями, которые возникают на работе и дома, и, глядя на вас, ребенок постепенно поймет как что делать в той или иной ситуации.

Ольга Качкина,
психолог — консультант